Повседневный уход за полостью рта и зубами – основа их здоровой и долгой сохранности. Наличие у ребенка или взрослого правильных привычек обеспечит долгое здоровье и отсутствие болезней, которые сможет вылечить только вмешательство стоматолога.

Гигиена зубов и полости рта бывает:

• Профессиональная.
  • Личная.

Профессиональную гигиену производят стоматологи в клиниках, применяя необходимые технические средства. С помощью профессионального технического оборудования врач может очистить зубы от налета или зубного камня, а также уменьшить влияние бактерий на состояние эмали. Кроме того, стоматологи при очистке проводят осмотр зубных единиц, что поможет выявить на ранних стадиях развивающиеся болезни, такие как кариес или пародонтоз.

Личная гигиена – прививаемые с детства гигиенические привычки, такие как использование зубной нити или чистка зубов щеткой и пастой два раза в день. Эти процедуры помогают на базовом уровне поддерживать не только свежесть дыхания, но и здоровье эмали за счет борьбы с микроорганизмами или оставшимися среди зубов кусочками пищи.

Зачем следить за чистотой рта?

Пренебрежение гигиеной зубов или полости рта может привести к быстрому разрушению эмали, болезни десен, а в будущем к разрушению и потере самих зубных единиц.

Кусочки еды, потребляемой человеком, а также напитки, которые он пьет, оседают в виде микроскопических частиц на эмали или застревают достаточно крупными кусочками. Почти вся потребляемая человеком пища сказывается на состоянии микроорганизмов, живущих во рту, также на цвете и чувствительности зубной эмали. Более того, имеющиеся нарушения здоровья зубов или полости рта могут повлечь за собой проблемы с пищеварением: плохо пережеванная пища или большое количество бактерий негативно скажутся на работе желудка и кишечника.

Основные виды гигиенических процедур

Поддержка слизистой внутри рта, а также микрофлоры и бактериального фона ротовой полости обеспечивается применением регулярных гигиенических процедур, а также ряда полезных привычек, улучшающих состояние эмали:

• Необходима ежедневная чистка зубов во время умывания утром и вечером. При этом важно правильно выбирать зубную щетку необходимой жесткости и подходящую зубную пасту. Детей необходимо приучать тщательно чистить зубы, уделяя внимания всем участкам, но аккуратно, чтобы не допустить появление крови или раздражение десен.
  • В течение дня полезно периодически полоскать рот водой, особенно после еды. Это помогает смыть налет от некоторых напитков, а также остатки пищи, которые могут в противном случае остаться разлагаться на эмали, повышая бактериальный фон.
  • Воду также необходимо пить, чтобы поддерживать водно-солевой баланс – во рту не должно быть сухо.
  • Не стоит во время еды смешивать горячие и холодные продукты или напитки. Перепад температур негативно скажется на состоянии эмали или вызовет раздражение десен.
  • Регулярно посещайте стоматолога для прохождения профессиональной чистки и осмотра, который может выявить зачатки заболеваний.

Последствия отсутствия гигиены

Длительное пренебрежение гигиеническими процедурами может привести к последствиям, нейтрализовать которые способны лишь сложные операции или установка протезов. С течением времени у человека, который не чистит зубы, не осуществляет периодический осмотр у стоматолога, могут проявиться следующие неприятные факторы:

• специфический запах изо рта, ощущаемый окружающими – следствие развития большого количества бактерий в полости рта;
  • появление трещин в эмали, образование кариеса средней или высокой степени, что постепенно вызывает разрушение зубов;
  • пародонтоз, поражающий зуб до основания;
  • появление темного или желтоватого налета между зубами или у их основания – такие пятна уже нельзя будет очистить зубной щеткой;
  • нарушение здоровья десен, они могут начать кровоточить, набухать и воспаляться, реагировать на пищу острыми болями;
  • отеки или флюс;
  • выпадение или последовательное разрушение зубных единиц;
  • нарушение работы желудка, пищевого тракта или кишечника, к которому приводят неправильное пережевывание пищи или большое количество бактерий;
  • неряшливый внешний вид, ведь улыбка с налетом или черными дырками в зубах смотрится неэстетично.

Чтобы избежать плачевных последствий, необходимо ежедневно заботиться о чистоте полости рта, регулярно проходить профессиональную чистку или осмотр у стоматолога. Также необходимо с ранних лет прививать привычки заботы о себе детям, чтобы в будущем личная гигиена была для них непринужденной и приятной привычкой, а не тягостной необходимостью. Только регулярность и качество гигиены полости рта позволят надолго сохранить здоровье и красоту зубов, не допустив появления болезней.